Консультации

Плоскостопие 

 Плоскостопие: симптомы, признаки, современные методы диагностики и лечения.

 Плоскостопие  - это заболевание опорно-двигательного аппарата человека, которое характеризуется изменением, или деформацией формы стопы. Существует несколько основных  причин развития плоскостопия: повышенный вес тела, частое длительное стояние на ногах, ношение некачественной обуви, травмы стоп и др.  Основными симптомами плоскостопия являются: повышенная утомляемость при стоянии и ходьбе, боль и чувство скованности в икроножных мышцах, усиление болей в ногах к концу дня и т.д. Диагностика плоскостопия основана на исследовании отпечатка стопы (подография), измерении высоты сводов стопы (плантометрия) и рентгенографии стопы. Лечение плоскостопия зависит от стадии развития заболевания и включает консервативные методы (массаж, лечебная гимнастика, ношение ортопедической обуви и др.) и оперативное лечение. Что такое своды стопы? Стопа человека состоит из множества костей, суставов и связок, которые осуществляют важную функцию  удержания веса человека и ходьбы.  Соединяясь между собой, элементы стопы образуют две дуги, которые называются сводами стопы:  продольные (по внутреннему краю стопы) и поперечный (между основаниями пальцев). Благодаря наличию этих сводов,  стопа опирается не всей поверхностью, а тремя основными точками: пяточная кость и основания 1 и 5 пальцев стопы. При выпрямлении этих дуг (или сводов) стопа опирается о пол всей своей поверхностью, что приводит к ухудшению амортизирующих свойств и развитию симптомов плоскостопия.Причины развития плоскостопия. Различают несколько факторов, которые способствуют развитию плоскостопия, к ним относят:
  1. Повышенная масса тела
  2. Тяжелые физические нагрузки
  3. Беременность
  4. Деятельность, связанная с длительным стоянием
  5. Наличие плоскостопия у родственников
  6. Ослабление мышц и связок стопы, связанные с возрастом, либо  отсутствием тренировок для стоп
  7. Ношение некачественной обуви и др.



    Как выбрать вид спорта для ребенка? 

    Как выбрать вид спорта для ребёнка. Некоторые дети очень эмоциональны и легко возбудимы. Какой вид спорта лучше выбрать в таком случае? Отвечает сотрудник отделения лечебной физкультуры и спортивной медицины НЦЗД РАМН, доктор медицинских наук Ирина Корнеева:
    – Если ваш ребенок – экстраверт (он общителен, импульсивен, любит быть в центре внимания, никогда не стесняется), – у него будут хорошо получаться занятия скоростно-силовыми видами спорта. Ему бы плавать на короткие дистанции или быть спринтером…
     Такие дети достигают результатов в борьбе, горных лыжах, в теннисе… Они двигательно одарены, легко и быстро приобретают любые физические навыки, склонны к риску. Им удаются те спортивные занятия, где нужен кратковременный всплеск энергии, из них могут получиться также хорошие гимнасты, акробаты, сноубордисты и скейтбордисты…
     А вот интровертам (детям замкнутым, застенчивым и пассивным, склонным к самоанализу, тем, кому интереснее проводить время в одиночестве или с одним задушевным другом, чем находиться в шумной компании), будут лучше удаваться цикличные виды спорта: легкая атлетика, триатлон (плавание, бег, велосипед), лыжи… Интроверты легко переносят монотонные тренировки, они дисциплинированны, выносливы, редко отвлекаются, поэтому могут хорошо выступать на длинных дистанциях.
    Природные данные ребенка 
    Также одним из важных факторов при выборе того или иного вида спорта являются природные данные ребенка. Попробуйте оценить ваше чадо максимально объективно. Лучше всего предрасположенность ребенка к определенному виду спорта видна в интервале от 5 до 7 лет. Отдать малыша в секцию раньше, конечно, можно, но этот выбор – пальцем в небо. Самое главное – максимально использовать детские природные данные.
    Часто для полных детей родители стремятся выбрать подвижный вид спорта, обосновывая это тем, что он там похудеет. Это крайне не верно. Для тех видов спорта, где важны подвижность и координированность, дети с излишним весом не подходят, для них это сложно и тренировка будет мучительна и унизительна. Все это лишь вызовет отвращение к спорту. Для полных детей очень хорошо подойдет плавание, дзюдо и особенно хоккей, так как это тот спорт, в котором вес даже приветствуется.
    Далее – рост. Не секрет, что высокие люди особо ценятся в таких играх, как баскетбол и волейбол. В этих играх рост является очень важным фактором, поэтому тренеры готовы простить некоторую медлительность и отсутствие отличной координации движений потенциальным воспитанникам. Так что если ваш ребенок хорошо растет – обратите внимание в первую очередь на «паркетные» виды спорта. Бывают и случаи, когда высокий рост, наоборот, становится помехой для достижения каких-либо результатов, например в спортивной гимнастике.
    При выборе спортивной секции крайне важно учесть темперамент вашего ребенка. Достаточно часто детей стремятся отдать заниматься спортом для того, чтобы направить в организованное русло неудержимую энергию малыша – бьющую через край и все сметающую на своем пути. Желание вполне оправданное, однако не забывайте вот о чем. Более импульсивные и эмоциональные дети тяжелее адаптируются к индивидуальным видам спорта – таким, где требуются терпеливость и старательность в многократных повторениях монотонных упражнений. К ним относятся и теннис, и гимнастика, и фигурное катание. Разумеется, квалифицированный тренер способен частично исправить ситуацию и помочь своему питомцу преодолеть бушующие в юной душе страсти. Но в целом перспективы в таких случаях весьма туманны. Другое дело – командные игры. Здесь излишняя активность и энергия пойдут на пользу. 




    Закаливание детей в домашних условиях

     Опыт оздоровительных групп, организованных в детских садах для часто болеющих детей, убедительно показал, что склонность к частым респираторным заболеваниям не фатальна, что ее можно преодолеть. Одна из ведущих мер борьбы с респираторными инфекциями—закаливание, о чем все родители, конечно, слышали и читали не раз. Однако к закаливанию многие относятся скептически, потому что закалять ребенка пробовали—и ничего не получалось. Но ведь в оздоровительных группах получается! И не только потому, что закаливание здесь проводят систематически, постепенно, методично, не опуская рук из-за первых неудач, но и потому, что сочетают его со строгим и точным соблюдением режима дня. Достижимо ли это в домашних условиях? Несомненно! И первое, что должны сделать родители,—пересмотреть домашний быт и уклад, свои привычки, даже стиль взаимоотношений в семье. Ребенку необходим спокойный, доброжелательный психологический климат. Какая здесь связь с респираторными инфекциями? Уверяю вас, вполне реальная. Ссоры, перебранки в присутствии ребенка способствуют возникновению у него невроза, а это существенно снижает защитные возможности детского организма.
     Удар по здоровью ребенка наносят и вредные привычки родителей. Доказано, что дети курящих отцов и матерей болеют бронхолегочными заболеваниями гораздо чаще, чем дети некурящих. И если взрослые курильщики откажутся от сигарет, это будет благом и для них самих, и для ребенка. Очень важен и общий распорядок жизни. К сожалению, во многих семьях, особенно молодых, пренебрегают режимом, а это неизбежно идет во вред ребенку.
     По нашим наблюдениям, дети, посещающие дошкольные учреждения, чаще всего заболевают после выходных и праздничных дней. И случается это потому, что дома ребенку не обеспечен режим, к которому он привык, на который настроился в детском саду: вечером укладывают спать позднее, отменяют дневной сон, прогулку заменяют играми дома, разрешают сколько угодно смотреть телепередачи, перекармливают сладостями. Все это негативно сказывается на неокрепшем детском организме, разлаживает функции всех его органов и систем, неизбежно ослабляя тем самым и защитные механизмы.  Домашний режим ребенка должен быть продолжением режима детского учреждения, а если в детский сад малыш не ходит, то дома ему необходим соответствующий возрасту и четко соблюдаемый распорядок дня. Без этого трудно ожидать успеха от закаливания.

     

    Народные игры

    Кто из взрослых не помнит игр своего детства? «Испорченный телефон», «Бояре», «Колечко-малечко», - эти и многие другие народные игры всегда создавали радостное настроение, потому что в них много юмора, соревновательного задора. Русские народные игры отражают исконную любовь русского человека к веселью, движениям, удальству, молодечеству. Среди них много игр, цель которых – развеселить, позабавить. Это игры-шутки с придумыванием нелепиц, словесных каламбуров, со смешными движениями, жестами, «выкупом» фантов. Шуткам и юмору, характерным для них, присуща безобидность. Они-то и определяют во многом педагогическую ценность народных игр. Доброжелательный смех взрослых, товарищей, участвующих в игре, действует на ребёнка сильнее, чем замечания, наказания. Во время прогулок, семейных праздников эти игры не заменимы. Необходимость соблюдения правил игры требует от её участников (взрослых и детей) равноправных отношений. Если родители играют с ребёнком на равных. Игра способствует укреплению эмоциональных контактов между ними. Например, в «кучки» можно играть всей семьёй. Игра организуется летом на берегу реки, моря или во дворе. Водящий, выбранный считалкой, берёт по одной какой-нибудь вещи у играющих и прячет под кучку песка так, чтобы под одной из них была пара вещей, под другой – одна, под третьей – ничего. Спрятав предметы, ведущий предлагает их искать. Кому достанется пара – тот выиграет, а кому пустая кучка – проигрывает. Выигравший становится водящим. Теперь он прячет предметы. Можно прятать крупные одинаковые по цвету и величине камушки, шишки и другие предметы. Важно помнить, что играющие делают выбор по очереди. Игру можно продолжать до тех пор, пока она вызывает интерес у детей. В «змейку» лучше играть всей семьёй или объединившись с другими семьями на просторной площадке, лужайке, лесной полянке. Чем больше игроков, тем веселее игра. Играющие берутся за руки, образуя цепь. Крайнего в цепи выбирают ведущим. Лучше, если им будет кто ни будь из взрослых. Увлекая за собой всех участников игры, ведущий бежит по кругу, вокруг деревьев, делая резкие повороты, перепрыгивая через препятствия, водит цепь «змейкой», закручивая её вокруг крайнего игрока, затем- в другую строну, раскручивая её.Чтобы игра проходила живо, надо учить детей придумывать интересные ситуации. Так, Идущий поддет сигнал, и все разбегаются. Затем по сигналу восстанавливают змейку. 
    Играющие должны крепко держаться за руки, чтобы змейка не разорвалась. Игру продолжать до тех пор, пока она не надоест.
    В игру «Летучий мяч» или «Собачки» можно играть как большим коллективам из нескольких семей, так и втроем. Играющие встают в круг, водящий, выбранный считалкой, в середине круга. По сигналу все начинают перебрасывать мяч друг другу через центр круга, Водящий старается задержать мяч, поймать или коснуться его рукой. Если, ему это удалось, то он встает в круг, а тот, кому был брошен мяч, становится водящим. Необходимо соблюдать следующие правила: разрешается при ловле мяча сходить с места, играющие не должны задерживать мяч, В вечернее время, когда вся семья собирается дома, можно использовать словесные игры, игры-шутки, забавы, такие как «Чепуха», «Летает - не летает», «Крестики -нолики», которые развивают память внимание, быстроту реакции у ребенка в и то же время веселят, всех. Участие в таких играх помогает взрослым переключиться от житейских проблем, снять напряжение.
    В игре «Узнай, кто» один из участников подкрадывается к водящему, выбранному считалкой, и закрывает ему глаза. Водящий по одежде на ощупь узнает, кто закрыл ему глаза, и называет его имя. Взрослые могут внести юмористические ситуации в процесс узнавания: меняются деталями одежды, нарочно не узнают игроков. Игру продолжают, пока она не надоест детям. Количество игроков в игре «Король в плену» всегда постоянно - два человека, что дает возможность использовать ее в самых различных ситуациях. Играющие кладут поочередно руку на руку другого, считая до девяти, и тогда наиболее быстрая рука схватывает медлительную. Победивший говорит: «Король в плену». В игре необходимо соблюдать следующие правила: нельзя задерживать руку партнера, нельзя класть две руки подряд.
    Игра «Холодно-горячо» проводится, как правило, дома. Один из играющих - уходит из комнаты, другие прячут предмет. Затем вызывают водящего и предлагают найти спрятанную вещь. Когда он приближается к предмету, играющие говорят: «Тепло», «Горячо»; если удаляется - «Холодно». Предупреждать можно не только словами, а также тихой или громкой игрой на фортепиано, сильным или слабым звоном колокольчика. Когда водящий находит предмет, выбирается новый водящий. Если вы в пути(едете в поезде) или ожидаете чего-либо с ребенком и хотите занять его интересной игрой, можно прятать любой небольшой предмет (билет, конфетку, носовой платок) в одежде друг друга. Двое играющих прячут и ищут предмет по очереди. В игру «Корчага» можно играть всей семьей. Один из играющих, выбранный считалкой, садится в середине круга, образуемого остальными. Его накрывают платом. Выбирается старший который секретно от «корчаги» дает названия всем играющим: птичка, цветок и т.п. Лучшие, если в начале игры старшим будет кто-нибудь из родителей. Старший встает возле «корчаги» и называет ,по очереди, каждого из играющих, произнося новое «имя». Вызванный подходит к сидящему, слегка ударяет его рукой и, возвратившись на место, хлопает в ладоши. После этого старший снимает платок и спрашивает «корчагу», кто ударил. Если угадает, на его место садится угаданный, если нет - игра продолжается. Все должны побывать в роли «корчаги». Необходимо соблюдать правило: платок с водящего снимается только после хлопка.


     УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СТОП.

    Свод стопы формируется у детей 3–4 лет. Однако относительная слабость мышц и связок сохраняется до 6–7 лет даже у здоровых детей. Поэтому с детьми этого возраста необходимо регулярно выполнять упражнения, которые помогут сформировать и укрепить мышцы свода стопы и предотвратить развитие плоскостопия. Упражнения для стоп выполняют босиком или в чешках.
    Правильно сформировать и укрепить мышцы свода стопы так же поможет хождения босиком по земле, песку, камушкам, в воде, плавание, езда на велосипеде и танцы.

    ✅ Упражнение «цыпочки»
    Исходное положение: стоя на цыпочках, руки на пояс.
    Ходьба под счет в среднем темпе, 30 с

    ✅ Упражнение «мишки»
    Исходное положение: стоя на внешней стороне стопы, руки на пояс.
    Ходьба под счет в среднем темпе, 30 с

    ✅ Упражнение «пяточки»
    Исходное положение: стоя на пяточках, руки на пояс.
    Ходьба под счет в среднем темпе, 30 с

    ✅ Упражнение «путаем следы»
    Исходное положение: стоя, руки на пояс.
    Ходьба, 30 с.
    Во время ходьбы ставим стопы перпендикулярно друг–другу (буквой «Т»)

    ✅ Упражнение «утята»
    Исходное положение: сед (сидя на корточках), руки на пояс.
    Ходьба, 20 с.

    ✅ Упражнение «кружочки»
    Исходное положение: сидя, ноги прямые, на ширине плеч.
    На счет 1–4 ― вращайте стопами внутрь;
    3–8 ― наружу
    Повторите это упражнение 3 раза.

    ✅ Упражнение «педали»
    Исходное положение: сидя.
    На счет 1–2 ― носок потянуть на себя;
    3–4 ― стать на цыпочки;
    5–6 ― вернуться в исходное положение;
    7–8 ― максимально поднять носки стоп
    Повторите это упражнение 3–5 раз.
    Нагрузку можно изменять: ставя стопы дальше от стула ― уменьшать, ближе ― увеличивать.
    Упражнения для стоп с предметами

    Упражнения для стоп с предметами выполняют из исходного положения сидя.

    ✅ Упражнения для стоп с мячиком
    Упражнения для стоп с мячиком не только укрепляют мышцы стопы, но и развивают у малышей координацию. Для выполнения этих упражнений вам понадобится стул, небольшой (теннисный) мячик.

    ✅ Катание мячика ногами попеременно:
    от пятки ― к носку и обратно;
    по кругу, по часовой стрелке, против ― носком, пяткой;
    «восьмеркой».
    Повторите это упражнение правой и левой ногой по 5–7 раз.

    ✅ Упражнения для стоп с гимнастической палкой
    На счет 1–2 ― перекатывайте палочку ногой от носка к пятке;
    3–4 ― обратно;
    5–6 ― то же ― только носком;
    7–8 ― то же ― только пяткой.
    Повторить это упражнение 3–7 раз.

    Упражнения для стоп с роликовым массажером
    Перекатывание стопами роликов массажера массирует мышцы стоп, способствует их расслаблению и стимуляции рефлекторных точек.




    Плантография.

    Плантография – это методика получения отпечатков стоп в позе естественного прямостояния человека на специальном приборе – плантографе – с последующей их расшифровкой, подготовкой заключения и соответствующими рекомендациями. [Плантография - или о чем говорят отпечатки детских стоп/ Н.Н.Ефименко. – 2003.] Цель данной методики – определить у ребенка имеющиеся стопные нарушения, что в свою очередь помогает в выборе наиболее оптимальной педагогической и коррекционно-оздоровительной стратегии.
    Стопа по данным многих исследований – это сложный сводчатый орган, выполняющий опорную, локомотивную и амортизационную функции. Она является опорой, фундаментом тела, поэтому естественно, что нарушение этого фундамента обязательно отражается на формировании подрастающего организма. Изменение формы стопы не только вызывает снижение ее функциональных возможностей, но и, что особенно важно, изменяет положение таза, позвоночника. Это отрицательно влияет на функции последнего и, следовательно, на осанку и общее состояние ребенка.
    Как показывает опыт работы, имеется огромное множество отклонений в стопных отпечатках, а так же различных стопных диагностических признаков.
    В результате обследования детей за текущий  год было выявлено:  26% - дети с гипотоническим типом стоп – это плоскостопие;  38 % - гипертонический тип – это полые, напряженные стопы; 45 % - дистонический тип – это косолапость;  нормальный тип стоп составил всего 4 %.
            Как мы видим из полученных результатов, что практически у всех детей детского учреждения имеются те или иные отклонения в опорно-двигательном аппарате, а это в свою очередь приводит к двигательным нарушениям и к проблемам правильного выполнения основных движений.  
    В образовательных программах по физическому воспитанию большое внимание уделяется детям с гипотоническими стопами (плоскостопие), разработаны оздоровительные методики по коррекции и профилактике этого стопного нарушения. С детьми, относящимся к другим типологическим группам стоп, работа в дошкольных образовательных учреждениях практически не ведется или этой проблеме уделяется недостаточно внимания.
         Поэтому в своей работе я делаю акцент на решение данной проблемы, чтобы в определенной мере улучшить, а самое главное приостановить прогрессирование дальнейшего развития этих стопных нарушений. А для этого я ставлю перед собой задачу для  проведения  дальнейшей работы  над индивидуализацией физкультурно-оздоровительной и коррекционной работы по результатам имеющихся у детей стопных нарушений и отклонений.
    В индивидуальной и подгрупповой работе с детьми я провожу дополнительные занятия по коррекции имеющихся стопных отклонений с помощью специально подобранных упражнений и оборудования, как нетрадиционного, так и стационарного. Дети подразделяются на подгруппы по виду и степени нарушения, и в соответствии с имеющимися проблемами я  планирую и провожу занятия.  Занятия проводятся в игровой форме, имеют определенный сюжет, что делает эти занятия интересными для детей, а это в свою очередь помогает решать не только коррекционные и оздоровительные задачи, но и влияет на эмоциональное и психологическое развитие детей.
    Занятия проводятся в облегченной форме, в хорошо проветриваемом помещении и обязательно босиком, что обеспечивает нам как коррекционную направленность от тактильного взаимодействия с предметами, так и закаливающий эффект.
    При организации физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном детском учреждении необходимо уделять особое внимание вопросу профилактики и коррекции стопных нарушений и отклонений, осуществляя комплексный и индивидуальный подход. Система мероприятий заключается в использовании всех средств физического воспитания (гигиенических, природно-оздоровительных факторов и физических упражнений) и в преемственности различных его форм и видов.



8 комментариев:

  1. Яна Алексеевна. Какой у вас интересный блог. В каждом разделе можно найти много интересного. Спасибо вам большое.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Анастасия! Благодарю за доверие и проявленный интерес!

      Удалить
  2. Яна Алексеевна добрый день!Как много важно и интересной информации в этом блоке вашего сайта!!Спасибо вам!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Александра Александровна! Спасибо Вам, постаралась в консультативном блоке опубликовать информативные, полезные, важные темы.

      Удалить
  3. Яна!Отличная подборка консультаций!Самое важное в жизни-это здоровье,а ваши все консультации именно этого вопроса и касаются.Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Доброго времени суток, Елена Валерьевна! Я с Вами полностью согласна, здоровье- одна из важнейших жизненных ценностей.

      Удалить
  4. Здравствуйте! У моего сына плоскостопие. Нашла для себя полезную и подробную информацию. Спасибо,Яна!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Юлия Валерьевна! Представленный материал важен и необходим, как для педагогов, так и для родителей. Благодарю за доверие.

      Удалить